Ускорение операций с системой электронных ПТС

  • С ноября 2020 года в России выдают электронные паспорта транспортных средств (ЭПТС). Электронный паспорт пришел на смену бумажному: он не имеет физического носителя и представляет собой запись в базе данных. Благодаря этому через систему ЭПТС можно получать информацию о любых автомобилях. ЭПТС выдает завод-изготовитель или импортер транспорта. Информацию в базу добавляют уполномоченные организации, в том числе лизинговые компании. Автовладельцы могут корректировать свои данные, например, после смены фамилии.

Заказчик

Логистическая компания

Задача

До создания СЭП лизинговые компании работали с бумажными паспортами. Автодилер передавал транспорт лизингодателю, а он отдавал транспорт лизингополучателю. После окончания договора лизингодатель передавал собственнику паспорт.

С переходом на ЭПТС сам процесс не изменился, но теперь у лизинговых компаний появилась возможность автоматизировать рутинные операции. Например, не передавать бумажный паспорт лично собственнику, а отправить документ через сайт СЭП, чтобы автовладелец удаленно принял право собственности.

Заказчик обратился в Neti за настройкой интеграции 1С и СЭП. Раньше сотрудникам приходилось дублировать информацию. По каждой сделке они заводили договора лизинга и данные транспортных средств в 1С, а затем шли на сайт СЭП и повторяли то же самое. Иногда было наоборот: информация хранилась в СЭП и ее нужно было скопировать в 1С. При этом сайт долго грузился и подтормаживал — все это замедляло ежедневные операции и растягивало сроки обработки сделок. Задача была в том, чтобы пользователи могли работать с СЭП через 1С и не заходить на сайт.

Решение

Заказчик работает на доработанной 1С:Бухгалтерия КОРП 3.0. Компания заранее перешла на управляемые формы и обновила версию БСП, где есть типовой справочник, нужные сертификаты и компонента для шифрования XML.

Мы изучили, как пользователи работают в личном кабинете на сайте СЭП и как через XML-файлы происходит обмен данными с порталом. Техническая сторона интеграции свелась к двум действиям:

1. Научить 1С получать XML и разбирать его на значения.

2. Отправлять свой XML с правильными тегами и значениями.

Мы ориентировались на инструкцию СЭП и примеры файлов XSD и XML, которые дал заказчик. Опираясь на них, собирали проверочные XML и настраивали обмены.

Ошибки СЭП

В ходе проекта возникали технические трудности. Например, в СЭП отправляется большой запрос на 50 тегов, а в ответ возвращается ошибка о неверном формате параметра. Система не дает комментариев: какой параметр, какой тег, какая ошибка — вместо этого выводится сообщение без подробностей.

Такие ошибки обмена приходилось расшифровывать своими силами.

Опытным путем мы выяснили, что такие ошибки бывают, если, например, не передать пробег транспортного средства — это обязательное поле.

Иногда разобраться самостоятельно не получалось и приходилось обращаться в техподдержку. Например, файл корректный, структура правильная, «КриптоПро» подтверждает целостность XML, электронная подпись соответствует, технически все корректно, но — опять ошибка. Техподдержка спустя сутки отвечает: «Транспортное средство уже в лизинге». Но автоматически узнать об этом нельзя: на момент подготовки кейса в СЭП нет запроса об актуальном статусе транспорта. Отсюда и ошибки.

Случались и другие неожиданности. Например, СЭП что-то обновили и тестовая среда перестала работать. В таких случаях тоже приходилось писать в поддержку и приостанавливать работу, пока специалисты СЭП не починят площадку.

Прием транспорта в собственность

Когда дилер передает транспортное средство лизинговой компании, на почту приходит электронное письмо от СЭП. В нем говорится: вам пришел транспорт, вы можете взять его в собственность, вот код подтверждения операции. Получив такое письмо, сотрудник должен его обработать.

Как было раньше

Пользователь заходил на портал СЭП в личный кабинет. Искал заявление, по которому пришло письмо, открывал форму подтверждения и вводил код. После этого транспорт переходил в собственность компании.

Как стало

Мы добавили в 1С парсер писем СЭП. Если в письме есть номер заявления, часть номера ПТС, VIN транспортного средства и код подтверждения, все это сохраняется в регистрах.

Заявления, полученные из СЭП, теперь хранятся в 1С

Теперь в 1С отображаются все данные: какое заявление получено, от кого, что за транспортное средство, пробег, стоимость. С помощью кода из письма заявление подтверждается, и транспорт переходит в собственность лизинговой компании.

Все это происходят внутри 1С, сотрудникам больше не нужно посещать сайт СЭП.

Передача транспорта в лизинг

Когда транспортное средство перешло в собственность, лизинговая компания может отдать его лизингополучателю. Для этого сотрудники заводят в 1С договоры и сопутствующие документы, присваивают им номера и даты.

Как было раньше

После того как документы созданы в 1С, сотрудники должны были скопировать их в СЭП. Они заходили на сайт и вручную переносили данные из 1С: наименование документа, номер и его дату.

Как стало

Мы упростили цепочку. К документам, заведенным в 1С, добавили функционал отправки запроса в СЭП. Теперь СЭП получает заявления и отправляет на почту код подтверждения. 1С его парсит и отправляет обратно подтвержденное заявление. В СЭП меняется статус: транспортное средство переходит в лизинг.

С помощью этого механизма сотрудники минимизировали рутинную работу.

Вкладки в 1С соответствуют операциям, которые пользователи выполняют каждый день: от приемки транспорта в собственность компании до его передачи автовладельцу

Получение выписки из ЭПТС

Еще одна частая операция — получение PDF-выписки из базы данных СЭП.

Как было раньше

Сотрудники заходили на портал, авторизовывались и запрашивали сведения об автомобиле. Из-за медленной скорости сайта поиск и загрузка одной выписки занимали около 10 минут.

Как стало

Сотрудникам больше не нужно заходить на портал и делать поиск по базе. Теперь они отправляют запрос из 1С и всего через минуту получают PDF-выписку.

Выписки из ЭПТС хранятся в 1С в виде PDF-файлов

Одна минута — минимально возможное время этой операции. Когда 1С отправляет запрос, СЭП в ответ дает номер очереди. Через минуту 1С спрашивает, готов ли результат, и СЭП его отправляет. Если посылать запросы чаще, чем раз в минуту, система их блокирует.

Таким образом время получения выписок сократилось с 10 до 2–3 минут.

Прекращение лизинга

Договоры лизинга прекращают действовать по нескольким причинам. Например, клиент выплатил долг по графику или досрочно, или транспортное средство попало в аварию и теперь подлежит выбытию.

В каждом из этих случаев нужно отправлять заявление в систему ЭПТС.

Как было раньше

Сотрудники заходили в личный кабинет и вручную формировали заявления, как по другим операциям. Параллельно в 1С создавались документы на выбытие транспортных средств.

Как стало

К документам на выбытие в 1С мы добавили отправку запроса в СЭП. Теперь прекращение лизинга происходит внутри 1С с минимальным количеством кликов и сотрудники не тратят время на работу с порталом.

Также происходит и передача транспорта в собственность лизингополучателю. 1С автоматически отправляет заявления в СЭП и сотрудникам больше не нужно заходить в личный кабинет сайта.

Персональные уведомления сотрудникам

За каждым автомобилем в компании закреплен ответственный сотрудник. Он следит за транспортом на протяжении всей сделки: оформление в собственность, передача в лизинг, погашение договора, отправка ЭПТС клиенту. Когда в базе данных меняется информация о транспортном средстве, СЭП отправляет письмо и сотрудник подтверждает новый статус.

Как было раньше

Письмо СЭП приходило на общую почту, зарегистрированную в личном кабинете портала. Ответственные сотрудники проверяли один электронный ящик и искали заявления на подопечные автомобили. После этого они шли на сайт СЭП и проводили соответствующие операции.

Как стало

Мы настроили персональные уведомления для ответственных сотрудников. В письмах СЭП указываются данные паспортов автомобилей. Когда 1С парсит эти данные, она находит по ним ответственного и отправляет ему письмо. Благодаря этому сотрудник узнает, что его транспортное средство поменяло статус, например, ушло в лизинг или передано в собственность. После этого он подтверждает полученные заявления в 1С. Информация сразу отправляется в базу данных, и пользователю больше не нужно заходить в личный кабинет СЭП.

Полученные заявления сортируются по ответственным лицам, за которыми закреплены свои автомобили

Кроме того, мы добавили в 1С возможность делегировать полномочия. Когда сотрудник уходит в отпуск или на больничный, заявления по его транспортным средствам могут получать и обрабатывать коллеги.

Результат

Сотрудники заказчика стали тратить меньше времени на работу с системой электронных ПТС. Если раньше на создание заявления через портал уходило около 10 минут, сейчас тот же результат можно получить за 2–3 минуты.

Наши обработки сократили количество ежедневных действий пользователей. Сотрудникам больше нет смысла заходить на портал СЭП, потому что в 1С делать все операции привычнее, быстрее и проще.

Поделиться:

Telegram
VK
WhatsApp

Оцените статью

4.5

5

Читайте также:

Некогда разбираться самостоятельно?
Напишите нам и наши эксперты ответят вам