Интеграция VMware и 1С:ITIL, как путь к повышению качества оказания IT-услуг

  • В данной статье разберем кейс по интеграции VMware и 1С:ITIL

  • Заказчик: книжное издательство

  • Сфера бизнеса: медиахолдинг

  • Конфигурация: 1С:ITIL

Несмотря на то, что у нашего заказчика уже была внедрена и активно использовалась 1C:ITIL–система для управления информационными технологиями на предприятии, он не мог полноценно управлять активами: кластерами серверов, серверами и виртуальными машинами.

Поэтому мы разработали механизм автоматизированного получения информации из VMware и актуализации свойств активов в 1С:ITIL. А также предусмотрели аналитические отчеты, позволяющие получать детальную информацию с необходимой совокупностью данных.

С помощью нашей разработки заказчик провел ревизию активов и внес изменения в их конфигурацию, снизив на порядок трудозатраты, необходимые для поддержания в актуальном состоянии информации о своих активах. Он получил инструмент, позволяющий вовремя увидеть проблемы и не допустить перерасхода ресурсов серверов, влияющего на стабильность работы IТ-сервисов компании.

Ситуация

К нам обратилось книжное издательство, имеющее группу компаний с различными направлениями бизнеса, с большим количеством структурных подразделений и сотрудников.

Для сопровождения деятельности в компании создана мощная распределенная IT-инфраструктура, состоящая не только из физического оборудования, но и виртуальных машин под управлением платформы виртуализации VMware vSphere.

Среда виртуализации включает в себя несколько десятков высокопроизводительных серверов, объединенных в кластеры и более одной тысячи семисот виртуальных машин, выполняющих разные функции.

С помощью VMware vSphere специалисты компании могут администрировать среду виртуализации: разворачивать серверы, создавать, модифицировать или перемещать между серверами виртуальные машины.
Для управления производственными мощностями IT-отдел компании использует решение 1C:ITIL, где учитывает серверы и виртуальные машины как активы.

Но VMware vSphere не обладает инструментами для построения отчетов в разрезе всех компонентов виртуализации: кластеров, серверов и виртуальных машины. Учитывая данный факт, а также распределенность инфраструктуры, специалистам компании очень сложно видеть картину в целом по мощностям виртуальной инфраструктуры, оперативно получать информацию по загруженности компонентов и принимать быстрые решения о балансировке загрузки, что влияет на производительность всей виртуальной IT–инфраструктуры.
Кроме того, VMware vSphere сигнализирует о перерасходе ресурсов серверов только после достижения пиковых нагрузок, что отрицательно влияет на отказоустойчивость.

Сбор данных вручную занимает много часов рабочего времени сотрудников компании. А информация об актуальных свойствах кластера серверов, сервера или виртуальной машины слабо связана с данными в системе 1C:ITIL, что затрудняет управление активами и планирование работ по обслуживанию IT–инфраструктуры.

Задачи от заказчика

♦ Разработать механизм обмена данными между 1С:ITIL и внешней ПО по производственным мощностям VMware vSphere, позволяющий загружать в 1С информацию по активам и их производительности:

- число процессоров,
- число ядер процессора и их частота,
- объем оперативной памяти,
- сведения об общем и свободном дисковом пространстве,
- количество сетевых карт,
- тип виртуальной машины и принадлежность к бизнес системе;
- дополнительную информацию, необходимую специалистам IT-отдела в разрезе виртуальных машин, хостов (физических серверов), кластеров серверов.

♦ Предусмотреть автоматическое, без участия пользователя, формирование вышеназванной информации.

♦ Предусмотреть возможность обновления данных об активах в 1С:ITIL с учетом их иерархической структуры.

♦ Обеспечить для сотрудников, обслуживающих виртуальную среду, возможность пользоваться аналитическими отчетами, которые не только отображают актуальные сведения о свойствах активов, но и показывают информацию о физических мощностях серверов в сопоставлении с выделенными ресурсами под виртуальные машины.

♦ Разработать аналитические отчеты, которые должны содержать различные варианты выборки и отображения данных, в том числе: с целью заблаговременного предупреждения о проблемных ситуациях в работе виртуальных машин и исключения перерасхода мощностей серверов.

Реализация проекта

На первоначальном этапе работ была выявлена структура данных, которую необходимо получать из виртуальной среды и произведено ее сопоставление объектам метаданных в системе 1С:ITIL. Результат представлен на рисунке.

После анализа интеграционных возможностей VMware vSphere с теми данными, которые необходимо получить, была установлена необходимость использования двух технологий интеграции:

- через REST API «vSphere Automation API» для сбора данных о виртуальных машинах посредством HTTP-запросов;
- через командный интерфейс «VMware PowerCLI» для сбора данных о кластерах и серверах.

Использование двух методов получения данных – это вынужденная мера, так как у заказчика VMware версии 6.7, а у нее более ограниченный, по сравнению с версией 8.0, список методов API.

Схема получения данных о виртуальных машинах:

Схема получения данных о серверах и кластерах серверов:

Этапы работы

В ходе реализации проекта были выполнены следующие этапы работ:

1. Подготовлен перечень HTTP-запросов для получения данных о мощностях виртуальных машин.
2. Разработан алгоритм взаимодействия с REST API и загрузки данных в 1С:ITIL.
3. Выполнена настройка объектов метаданных 1С:ITIL для обеспечения хранения всей необходимой информации.
4. Разработан скрипт PowerShell с использованием подключаемого программного модуля «VMware PowerCLI» для получения данных о кластерах и серверах.
5. Разработан алгоритм запуска скрипта на исполнение из 1С, получения и загрузки выходных файлов данных в 1С:ITIL.
6. Разработаны все необходимые отчеты в информационной системе 1С:ITIL.

Результат проделанной работы

♦ Время сбора информации о состоянии виртуальной IT-инфраструктуры значительно сократилось.

Теперь вместо 5 часов ручной работы квалифицированного сотрудника, получение данных по всем кластерам серверов, десяткам физических серверов и более тысячи семисот виртуальных машин занимает всего 50 минут в фоновом режиме, без участия сотрудников IT-отдела.

Время выполнения распределяется следующим образом:
за 10 минут происходит получение данных по API,
за 40 минут производится выполнение скрипов в PowerCLI.

Следовательно, при переходе на более новые версии VMware с более широкими функциями API, время получения данных будет сокращено. Также в разработку заложены функции частичного получения данных по отдельным серверам и виртуальным машинам.

♦ С помощью обновленной информации была проведена переконфигурация состава виртуальных машин на части серверов, что повысило их производительность. Также своевременно было отслежено потребление ресурсов, близкое к критическому, и приняты меры, позволившие избежать инцидентов резкого падения производительности важных для бизнеса сервисов.

♦ Специалисты компании получили удобные аналитические инструменты, позволяющие повысить эффективность работы.

Например, отчет «Данные по мощностям виртуальных машин» позволяет сопоставить параметры производительности физического сервера и отобразить их разницу с суммой данных о производительности размещенных на нем виртуальных машин.

Также данный отчет можно построить с отбором по конкретному серверу и увидеть, например, его перегруз по ресурсам.

Разработан отдельный отчет для анализа данных характеристик виртуальных машин со всех кластеров в одном окне.

В итоге мы выполнили все намеченные задачи, а заказчик получил удобные, адаптированные под собственные потребности, инструменты для оптимальной и стабильной работы IT-сервисов компании.

Поделиться:

Telegram
VK
WhatsApp

Оцените статью

5

5

Читайте также:

В этой статье рассмотрим как в системе 1С:Документооборот реализовать автоматическое присвоение категории «Важно» для документов, сумма по которым превышает 10 миллионов рублей

В этой статье мы расскажем о том, что представляет собой управленческий учет, чем он отличается от бухгалтерского учета и рассмотрим в чем заключаются преимущества автоматизации управленческого учета с помощью продуктов 1С.

В данной статье мы рассмотрим ключевые преимущества использования программных продуктов 1С для учета рабочего времени, а также какие функции и возможности они предлагают для упрощения и повышения точности учета.

Некогда разбираться самостоятельно?

Напишите нам и наши эксперты ответят вам